Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Содержание

Реактивное расстройство привязанности у взрослых и детей. Расстройство привязанности: 8 советов родителям и опекунам

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • Депривация в детском возрасте – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести.

Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация.

Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Сутяжничество, кверулянство — диагностика и лечение

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви.

Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта.

У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность – характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как лечить соматоформное расстройство

Ррп у детей

У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.

Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.

Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания.

Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства.

В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.

В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:

  • Замкнутый
  • Чрезмерно общительный.

В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.

Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.

Лечение

Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.

В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.

Источник: https://GolovaNeBoli.ru/psihologiya/reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-kak-raspoznat-i-pomoch.html

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при РРП?

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Термином «расстройство привязанности» в медицине принято называть группу психических отклонений, которые развиваются у детей в случае отсутствия необходимого эмоционального контакта со своими родителями (прим. – или опекунами, что чаще).

В чем выражается РРП, как его определить у ребенка, и к каким специалистам обращаться?

статьи:

Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды

Под словом «привязанность» принято подразумевать чувство (ощущение) эмоциональной близости, которое обычно формируется на основе любви и определенных симпатий.

О расстройстве же данной привязанности говорят, когда у ребенка наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих нарушений, ставших следствием дефицита общения с родителями — и результатом отсутствия доверительных отношений с ними.

Психиатры обозначают данный диагноз аббревиатурой «РРП», которая в бытовом понимании предполагает холодные отношения с опекунами.

Распространенность РРП – менее 1 %.

Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:

  • Дезингибированное (прим. – расторможенное) РП. В этом случае ребенок не отличается избирательностью относительно людей, к которым он может обратиться. В самом раннем детстве малыш «цепляется» даже к незнакомым людям, а подрастающий ребенок стремиться к привлечению внимания взрослых людей и не особо разборчив в дружеских отношениях. Чаще всего этот тип РП наблюдается у детей, у которых неоднократно менялись воспитатели (опекуны, приемные семьи) в течение первых лет жизни.
  • Ингибированное (прим. — заторможенное) РП. Симптоматика этого типа РП не слишком выражена — но, согласно классификации заболеваний, данный тип РП называется реактивным и подразумевает заторможенность, подавленность или сверхбдительность маленького пациента, который может реагировать на опекуна/воспитателя по-разному. Такие дети часто весьма агрессивны в отношении чужих (и даже своих) страданий, несчастны.

Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:

  1. Негативная РП. Причины: гиперопека — либо пренебрежение ребенком. Признаки: ребенок провоцирует взрослых на раздражение, на негативную оценку, даже наказание.
  2. Избегающая РП. Причины: разрыв отношений с опекуном/родителем. Признаки: недоверчивость, замкнутость.
  3. Амбивалентная РП.

    Причины: непоследовательное поведение взрослых. Признаки: категоричность и двойственность поведения (от ласки до драки, от доброты до приступа агрессии).

  4. Дезорганизованная РП. Причины: насилие, жестокое отношение к ребенку. Признаки: агрессия, жестокость, сопротивление любым попыткам налаживания контакта.

В чем кроются основные причины рп у детей?

Среди особенностей, рассматриваемых в качестве факторов риска и провоцирования формирования РРП, отмечают:

  • Низкая сопротивляемость стрессам.
  • Неустойчивость нервной системы.

Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:

  1. Отсутствие полноценного контакта с матерью.
  2. Злоупотребление матери алкоголем или наркотиками.
  3. Психические расстройства матери.
  4. Послеродовая депрессия матери.
  5. Насилие в семье, унижение.

  6. Нежеланная беременность.
  7. Вынужденная разлука родителей и ребенка с последующим помещением ребенка в детский дом или даже интернат.
  8. Отказ от опекунства (частая смена приемных семей).

И так далее.

Подытоживая, можно сказать, что РП возникает у детей, которым не дали возможности спокойно и безопасно к кому-либо привязаться.

Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?

Как правило, формирование РРП происходит еще до наступления пятилетнего возраста (может диагностироваться даже до 3-х лет), после чего данное нарушение может сопровождать ребенка даже до взрослого возраста.

Симптоматика РРП схожа с такими расстройствами, как фобии, посттравматические стрессы, аутизм и проч., поэтому диагноз обычно не ставится «на глазок».

Среди ключевых симптомов РРП выделяют:

  • Настороженность и боязливость.
  • Отставание в интеллектуальном развитии.
  • Приступы агрессии.
  • Сложности в адаптации и при установлении взаимоотношений.
  • Равнодушие к уходу человека.
  • Частый тихий плач без конкретной причины.
  • Развитие (со временем) отвращения к объятиям и любым прикосновениям.
  • Задержка умственного развития, которая с возрастом приобретает более выраженные очертания.
  • Отсутствие чувства вины после случаев неприемлемого поведения.

Важно отметить, что симптоматика — и ее выраженность — зависит от типа РП, от возраста и других факторов.

Например…

  1. Малыши РП в возрасте до 5 лет обычно редко улыбаются и отводят глаза при попытке зрительного контакта. Приближение взрослых у них не вызывает радости.

  2. Дети с ингибированной формой расстройства не желают, чтобы их успокаивали, чтобы с ними сближались или устанавливали контакт, не берут у взрослых протянутую игрушку.

  3. При дезингибированном типе расстройства дети, напротив, постоянно ищут контакта, комфорта и чувства безопасности. Но только у незнакомых людей. Что касается родителей или опекунов – их дети отвергают.

Основные риски РРП

Среди самых частых осложнений данного расстройства отмечают…

  • Задержку психического развития.
  • Снижение познавательного интереса.
  • Нарушение принятия/передачи опыта.
  • Отставание в развитии речи, мышления.
  • Социальная дезадаптация.
  • Приобретение эмоциональных и прочих отклонений как черт характера.
  • Дальнейшее развитие неврозов, психопатии и проч.

Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?

Прежде всего, важно понимать, что без четкого знания всей истории воспитания конкретного ребенка невозможна точная постановка диагноза.

Также не менее важен факт, что пережитые в комплексе те или иные описанные выше ситуации не обязательно провоцируют данное расстройство. Поэтому самостоятельно делать выводы точно не стоит, данный диагноз должен быть экспертным мнением, основанным на результатах полноценной диагностики.

К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка рп?

  1. Педиатр.
  2. Психолог.
  3. Психотерапевт.
  4. Психиатр.

Как проходит диагностика?

Конечно, чем раньше диагностировано расстройство — тем больше шансов на быстрое восстановление ребенка.

  • Прежде всего, пристальное внимание врача сконцентрировано на отношениях мамы и малыша, отношениях в семье и последствиях отношений. Не меньшее внимание уделяется стилю воспитания ребенка, полноте удовлетворения его интересов, наличия собственного пространства у ребенка, и проч.
  • Врач должен точно определить – не связана ли симптоматика расстройства с иными заболеваниями. Например, заторможенность может наблюдаться после черепно-мозговой травмы или при мании.
  • Сбор истории болезни, опрос родителей и других близких ребенку людей, наблюдение за ребенком в разных ситуациях — все это обязательная часть диагностики.
  • Также выполняется специальная психодиагностика, способная выявить наличие эмоционально-волевых нарушений.

Что касается лечения, его осуществляют исключительно комплексно – с консультациями психологов, семейной психотерапией, медикаментозной коррекцией и проч.

Как правило, ранние проблемы РП можно устранить, если вовремя улучшить социальные обстоятельства жизни ребенка. Но окончательного «исцеления» для последующей, нормальной взрослой жизни ребенка можно добиться лишь при его полном примирении с прошлым – понимании прошлого, способности переступить через него — и идти дальше.

Сайт Colady.ru информирует: вся информация в статье носит ознакомительный характер, и не является руководством к действию. Точный диагноз вам может поставить только врач. При тревожных симптомах убедительно просим вас не заниматься самолечением, а записаться к специалисту!
Здоровья вам и вашим близким!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: https://www.colady.ru/prichiny-reaktivnogo-rasstrojstva-privyazannosti-u-detej-priznaki-rrp-diagnostika.html

Реактивное расстройство привязанности: симптомы, причины и лечение

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Поцелуй, объятие, ласка … Все это имеет что-то общее в большинстве случаев они проводятся с любовью и у большинства из нас пробуждаются чувства тепла и привязанности.

Представьте на мгновение, что мы никогда не получали ничего в детстве. Или то, что мы сделали это, но не проявляя в этом никакой привязанности или эмоций. Представьте также, что мы всегда ощущали второстепенное, неважное для наших близких существ.

Как бы мы себя чувствовали? Как бы мы относились к другим?

Не удивительно, что это приведет к серьезным ограничениям, которые будут отмечать и мешать нашему развитию как людей и наших социальных отношений. Это то, что происходит с людьми с реактивным расстройством привязанности , Посмотрим, из чего он состоит.

  • Статья по теме: «16 самых распространенных психических расстройств»

Реактивное расстройство привязанности: основные симптомы

Реактивное расстройство привязанности одно из расстройств, связанных с травмами и стрессовыми факторами , Это также новое расстройство, включенное в последнюю версию справочного руководства по клинической психологии и психиатрии, DSM 5.

Реактивное расстройство привязанности характеризуется наличием у детей старше девяти месяцев модели поведения, при которой существует высокий эмоциональный и аффективный торможение по отношению к их попечителям не искать и даже избегать контакта и утешения в них, даже когда есть какой-то стимул или ситуация, которая пугает их или причиняет им боль или беспокойство. В целом, субъект чувствует себя неважным и ценным и не имеет сильной эмоциональной связи с ними.

Эта модель подавления поддерживается не только у тех, кто за ними ухаживает, но и на социальном уровне, что выражает трудности в эмоциональном реагировании на социальную среду и проявляется с определенной частотой раздражительности, грусти или страха у лиц, осуществляющих уход, даже в ситуациях, которые не представляют угрозы. Они часто выражают мало позитивных чувств или эмоций в социальном взаимодействии .

Симптомы, описанные выше, могут наблюдаться в возрасте до пяти лет, и важно иметь в виду, что он может быть диагностирован только в том случае, если диагностические критерии для аутизма не соблюдены.

В этом смысле это легко наблюдается определенное сходство между некоторыми аспектами симптоматики обоих расстройств Но есть большие различия.

Одной из них является ее причина, которая в случае реактивного расстройства привязанности была выявлена ​​и фактически является частью его диагностических критериев.

  • Статья по теме: «Теория привязанности и связь между родителями и детьми»

причины

Причины реактивного расстройства привязанности, фактическое требование для его диагностики, в основном обнаруживаются в недостаточной медицинской помощи в течение первых лет жизни. Субъект не получил достаточной привязанности или не удовлетворил свои эмоциональные потребности и забота, любовь и защита и / или основные физиологические.

Это чаще встречается в семьях, где родители имеют плохие родительские навыки или когда они не выражают своих чувств. Распространено быть в разбитых семьях, которые не предлагают или не дополняют основные потребности ребенка.

Также возможно, что имело место внутрисемейное насилие, будь то физическое или нет, или рассматриваемый ребенок рассматривается или нет, или сексуальное насилие.

Однако это не означает, что это не может произойти в семьях без больших трудностей на социально-экономическом уровне, определяющим является тот факт, что они не удовлетворяли или недостаточно удовлетворяли потребности привязанности или привели к чрезмерно амбивалентный в выражении чувств к предмету в вопросе.

У них также может быть это незначительное расстройство, которое претерпело различные изменения в основных попечителях (по вопросам опеки) или тех, кто получил образование в таких учреждениях и учреждениях, как приюты или приюты, в которых им не было уделено достаточно времени или внимания. ваши аффективные потребности. Вы должны иметь в виду, что опыт этих обстоятельств не должен вызывать беспорядок .

  • Статья по теме: «6 ключей для преодоления трудного детства»

лечение

Лечение реактивного расстройства привязанности является сложным и требует междисциплинарного подхода в котором могут сходиться специалисты из психологии, медицины, социальной помощи, образования и области.

Необходимо, чтобы субъект мог установить прочную связь с специалист по уходу, который оказывает эмоциональную поддержку , По этой причине субъекты с таким типом расстройства часто выигрывают от использования семейной терапии не только для лечения субъекта, но и для разработки соответствующих образовательных руководств в случаях, когда существует дефицит родительских способностей.

Очень важно работать с аффективным компонентом с ребенком.В этом смысле это будет очень полезно использование методов лечения, направленных на укрепление самооценки субъекта , а также обучение социальным навыкам. Когнитивная перестройка позволит изменить дисфункциональные познания, которые субъект может иметь в отношении социальных связей.

Мы также должны помнить, что некоторые случаи происходят в контексте серьезного игнорирования потребностей ребенка при обстоятельствах, которые даже влекут за собой опасность для жизни субъекта. как наличие зависимости от наркотиков у родителей. В этом аспекте может потребоваться отмена опеки или попечительства судьей временно или постоянно.

Библиографические ссылки:

  • Американская Психиатрическая Ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Пятое издание. DSM-V. Массон, Барселона.

Реактивное расстройство привязанности: дошкольники и подростки / Дэйна Эванс и Эльмира Кнутсен (April 2020)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/reactive-attachment-disorder-symptoms-causes-and-treatment-13656

Ложь, воровство и проблемы с учёбой: к чему может привести реактивное расстройство привязанности

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Реактивное расстройство привязанности встречается у детей, чья эмоциональная связь с родителями нарушена. В рамках первой конференции фонда «Арифметика добра», посвящённой этому расстройству, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох рассказал, что это за заболевание и к чему приводит пренебрежение потребностями детей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Формирование привязанности у ребёнка начинается ещё в утробе, когда ему передаются эмоциональные и физические сообщения матери. Первые три года закладывают основу для всех будущих отношений.

Привязанность со стороны ребёнка появляется в тот момент, когда он пытается донести до родителя информацию о какой-то потребности или о том, что он чувствует дискомфорт.

Когда родитель её удовлетворяет, ребёнок успокаивается, а привязанность развивается или усиливается.

Почему может возникнуть реактивное расстройство привязанности (РРП)?

Когда родитель или опекун не реагирует на просьбы ребёнка, появляется риск развития посттравматического стрессового расстройства, которое может перерасти в реактивное расстройство привязанности.

Чаще всего РРП возникает, когда дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых или ими очевидно пренебрегают, то есть когда ребёнок не может установить с родителями эмоциональную связь. Если эта связь не формируется, ребёнок попадает в группу риска.

Когда его потребности постоянно игнорируют, он не может развить в себе чувство любви и безопасности, необходимое для формирования доверия. Вместо этого у него складывается негативная модель мира, последствия которой могут быть очень серьёзными для социального, эмоционального и физического развития.

Ребёнок узнаёт, что взрослым, которые должны заботиться о нём, нельзя доверять, и в результате он начинает защищаться от окружающего мира

Дети с РРП часто имеют «аллергическую» реакцию на близость, которая необходима в нормальной семейной обстановке. Они воспринимают её как опасную и болезненную. Но привязанность нужна ребёнку как средство выживания: это основной инструмент, с помощью которого он учится доверять. У ребёнка появляется совесть, он учится ладить с другими и развивает положительную самооценку.

Какие дети находятся в группе риска?

Большая часть факторов относится к концепции эпигенетической травмы: травматические убеждения могут передаваться из поколение в поколение и создавать высокий потенциал для развития РРП.

Среди других: психические заболевания, травмы или употребление наркотиков, неадекватный уход со стороны биологической матери, плохие условия содержания. А ещё высокому риску развития РРП подвержены дети с медицинскими трудностями, которые часто лежат в больнице и редко видят своих опекунов.

Что касается приёмных детей, то здесь ситуация сильно зависит от культуры, так что однозначно на этот вопрос ответить трудно. Однако все усыновленные дети подвержены риску развития привязанности, поскольку они пережили травму — разлуку со своей биологической матерью.

Ранние симптомы реактивного расстройства привязанности

Симптомы РРП проявляются в разное время в зависимости от того, на какой стадии развития находится ребёнок. Основные из них:

  • трудности с питанием;
  • неспособность набрать вес;
  • странные модели питания (например, смачивать, пачкать или копить пищу);
  • отстранённое и невосприимчивое поведение;
  • неспособность доверить опекуну физическое или эмоциональное благополучие;
  • поиск ласки и утешения у незнакомцев;
  • антисоциальное поведение (например, ложь, воровство, манипуляции, жестокость или агрессия);
  • отсутствие эмпатии;
  • отсутствие физической привязанности и близости;
  • плохой зрительный контакт;
  • проблемы с обучением, саморегулированием и самоконтролем.

Есть ли разница между усыновлёнными детьми с РРП и теми, кто живёт в биологических семьях?

Разница небольшая. Оба воспринимают своих родителей как эмоционально небезопасных. Возможно, в приёмной семье ребёнку даже проще вылечиться, потому что приёмные родители не участвуют непосредственно в травматических воспоминаниях ребёнка.

В биологических же семьях ребёнок обвиняет в своей боли близких. Бывают ситуации, когда болезнь распространяется на всю семью — все её члены начинают чувствовать опасность.

В биологических семьях часто больше триггеров, которые запускают или усиливают травматическую реакцию. Например, ими могут быть звуки или запахи, значимые места или семейные ритуалы. И хотя уровень проблемы и в биологических, и в приёмных семьях одинаков, во время клинического лечения должны учитываться различия обеих ситуаций.

Когда пора волноваться и обращаться к специалисту?

Если у вас есть хотя бы малейшие опасения по поводу состояния привязанности у вашего ребёнка, обращаться самое время. Часто пользу приносит даже простой разговор по телефону.

Важно помнить, что звонок специалисту не означает, что у вас непременно есть проблема. Иногда это просто вопросы, на которые могут ответить за пару минут.

Большинство специалистов открыты для таких разговоров и могут отличить вашу потребность в каких-то новых знаниях от потребности в лечении.

Для детей с РПП оно сложное, но часто бывает очень успешным. Клинические вмешательства направлены на то, чтобы помочь ребёнку изменить его систему убеждений, одновременно помогая почувствовать себя безопасно рядом с родителями.

Нужны ли детям с РРП специальные школы?

Дети с РРП спокойно могут ходить в обычную школу. Некоторые отлично учатся даже без дополнительных вмешательств.

Важно во время учёбы не использовать методы, которые заставят ребёнка почувствовать стыд: не должно быть, к примеру, отмены привилегий или ультиматумов.

Это точно не то, что сможет замотивировать ребёнка с расстройством привязанности. Он должен научиться достигать целей, опираясь на свои сильные стороны.

В апреле 2019 года фонд «Арифметика добра» провёл конференцию «Реактивное расстройство привязанности и трудное поведение».

На ней выступили соучредитель некоммерческой организации Lost Sparrows, создатель и директор отделения по уходу за травмами Стейси Ганьон, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох и соучредитель Института травм и исцеления Новой Англии, магистр, педагог Кристина Пильтцекер.

Всего в мероприятии приняли участие свыше 400 человек из десяти российских городов.

Иллюстрация: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Источник: https://mel.fm/roditeli-i-deti/8745209-reactive_attachment_disorder

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений.

Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними).

Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.

Ррп и причины его возникновения

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • Депривация в детском возрасте – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести.

Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация.

Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как распознать и справиться с психологическим шоком

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви.

Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта.

У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность — характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей? 

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям.

Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот.

РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство. Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность. К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей — основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется».

Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

https://www.youtube.com/watch?v=dUMbRYtQ5nQ

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при аутизме, при СДВГ, при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д.

Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение.

Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить.

У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте.

Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов.

Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Источник: https://baragozik.ru/zdorovyj-malysh/priznaki-reaktivnogo-rasstrojstva-privyazannosti-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.