ОНР 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей – уровни, особенности и коррекция нарушений речи

ОНР 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это определение, объединяющее в себе все виды нарушений речи, не связанные со снижением слуха или интеллекта.

Сюда входят различные виды дизартрии (нарушения фонетики), сложности со смысловым восприятием или воспроизведением, в том числе с письменной речью.

Степень ОНР может быть разной, от полного отсутствия речи до незначительных отклонений.

Диагностируют ОНР обычно в возрасте 3 лет, когда здоровый ребенок уже должен активно пользоваться речью. Если этого не происходит, проводится тщательное обследование, позволяющее выявить причины отсутствия речи.

Причины ОНР

Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами. К биологическим относятся различные внутриутробные воздействия, в том числе гипоксия плода, резус-конфликт, натальные травмы, патология постнатального периода (желтуха новорожденных, инфекции, травмы).

Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идет о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.

К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребенку (часто в детских домах), воспитание его глухонемыми родственниками и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи.

Классификация ОНР у детей

В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:

  • ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребенок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
  • ОНР 2 уровня: в речи присутствуют измененные слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
  • ОНР 3 уровня: ребенок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребенка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
  • ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребенок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.

Симптомы ОНР

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

8.3 3 отзывов Володина Софья Сергеевна Стаж 7 лет 10 344 отзывов Кузнецова Галина Викторовна Стаж 31 год Кандидат психологических наук 9.4 6 отзывов Мануальный терапевт Невролог Логопед Рефлексотерапевт Врач высшей категории Лампси Александр Сергеевич Стаж 23 года Кандидат медицинских наук 9 12 отзывов Логопед Дефектолог Врач высшей категории Денисова Нелли Евгеньевна Стаж 37 лет 8.

7 3 отзывов Логопед Врач высшей категории Филаткина Мария Михайловна Стаж 25 лет 9.1 10 отзывов Ильичева Алина Николаевна Стаж 13 лет 8.7 8 отзывов Логопед Врач первой категории Ларкина Лидия Ивановна Стаж 28 лет 8.6 Бондарик Светлана Николаевна Стаж 30 лет 8.6 Шепелева Людмила Дмитриевна Стаж 36 лет 8.

6 Гарифуллина Татьяна Петровна  Стаж 21 год 8 (495) 185-01-01 8 (495) 185-01-01

Диагностика

Обследование детей с ОНР

Общее недоразвитие речи у ребенка диагностирует врач – логопед, имеющий специальную подготовку для работы с такими детьми, обязательно назначается консультация невролога. Направление к этим специалистам должен дать педиатр, который оценивает развитие речи во время плановых осмотров ребенка.

Существуют специальные методики для оценки развития речи. Ребенка могут попросить составить рассказ по картинке, пересказать какой-то сюжет. Оценивается произношение слов, построение фраз. После проведения обследования логопед формулирует заключение, в котором прописывается степень ОНР и ее проявления.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

Очень важно различать ОНР и ЗРР (задержку речевого развития), при которой темп развития речи отстает от нормального, но других нарушений не отмечается.

Дети с ОНР в детском саду должны посещать специальную логопедическую группу, если такая возможность существует. Если нет, то рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста без своевременной коррекции может вызвать серьезные сложности с обучением и дальнейшей социальной адаптацией.

цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.

Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения.

Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей.

Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.

Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.

Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.

Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях. Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.

Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).

Прогноз при ОНР

Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей.

Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением.

При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.

Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Источник: https://illness.DocDoc.ru/obshhee_nedorazvitie_rechi_onr

Онр 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

ОНР 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

С каждым днем все больше родителей обращаются к логопедам за помощью в борьбе с дефектами разговорной речи своих детей, чаще всего причина заключается в общем недоразвитии речи (ОНР). ОНР подразделяется на несколько уровней по характеристикам патологий. Чаще всего встречается общее недоразвитие речи 2 уровня (ОНР 2 уровня).

Общее понятие ОНР

ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации.

Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе.

К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.

https://www.youtube.com/watch?v=ISQ9kYz66h4

Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.

В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия.

Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов.

В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Дети со вторым уровнем ОНР к школьному периоду обладают почти сформированной простой речью, бедным словарным запасом и аграмматизмом в произношении.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.

Прогноз

Точно спрогнозировать нарушение в развитии речи у детей практически невозможно. Чаще всего это зависит от того, что стало причиной развития заболевания и степени его развития.

Именно поэтому при непонятном лепете или полном отсутствии речи в три года необходимо обратиться к невропатологу. Ведь при наличии расстройств со стороны нервной системы даже каждодневные занятия с логопедом могут не дать желаемый результат, потому что малышу будет необходима медикаментозная терапия.

При своевременном принятии всех необходимых мер ребенок начнет говорить. Но нередко такие дети не способны обучаться в обычной школе, поэтому родителям придется выбирать между домашним обучением или специальной школой, которая создана для детей с нарушением речи.

Самое главное – помнить, что малышу важна поддержка в процессе коррекционной работы, которую он должен получать от каждого члена семьи. Это поможет не только избавиться от назревающих комплексов, но и ускорить процесс устранения дефектов, ведь малыш будет видеть одобрение со стороны близких людей, а значит, начнет стремиться к лучшему результату.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/onr-2-urovnya.html

Онр 2 уровня: характеристика, особенности и отличие от других диагнозов

ОНР 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

Изучением речи и ее формированием занимается множество специалистов. Каждое нарушение требует комплексной помощи. Общее недоразвитие речи (ОНР) встречается довольно часто. Коррекционная работа ОНР 2 уровня ведется по нескольким направлениям.

Особенность этого нарушения заключается в том, что нарушаются все компоненты речи. При дизартрии страдает только звукопроизношение и просодика.

В случае с ОНР — грамматика, лексика, звукопроизношение, фонетика, фонематика.

Для лучшего понимания развития дефекта было выделено 3 уровня (некоторые специалисты, например, Филичева выделяли еще 4 уровень). Каждый из них имеет характерные особенности.

Причины появления

Среди специалистов нет единого мнения по поводу возникновения ОНР. Кто-то считает недуг следствием других болезней, кто-то всего лишь симптомом других патологий.

Выделяют социальные причины развития нарушения:

  • отсутствие правильных условий формирования речи в семье (мало общения со взрослыми, глухие родители и т. п.);
  • недостаток общения в специальных учреждениях (детские дома);
  • билингвизм (семья общается на одном языке, в детском саду используется другой);
  • неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Во время беременности плод уязвим перед многими вредными веществами. Инфекционные болезни, лекарства, алкоголь и многое другое плохо сказываются на его развитии.

Особенно опасно это во второй половине срока, так как в это время происходит становление ЦНС, в частности головного мозга.

Е. М. Мастюкова в ходе своих научных исследований отмечала, что в четвертый месяц развития плода происходит разделение нервных клеток и в этот период формируется лобная доля мозга. Именно она отвечает за речевую функцию. Тяжелые роды, длительные по сроку, чреваты асфиксией и гипоксией для младенца. Нехватка кислорода приводит к гибели нервных клеток.

Мастюкова делила всех детей с ОНР на несколько групп. В первой были дошкольники со слабовыраженными патологиями ЦНС. У них отмечались некритичные проблемы с тонкими движениями рук, небольшие колебания эмоционального фона.

У второй группы проблемы с речью идут вместе с патологиями по части неврологии и психиатрии. Это и повышенное внутричерепное давление, и проблемы с узнаванием и предметной деятельностью, двигательные расстройства и многое другое. У таких детей плохая мелкая моторика и невысокий уровень работоспособности. Третья группа включает пациентов с серьезными поражениями головного мозга.

Особенности развития речи

Для того чтобы понять степень тяжести дефекта необходимо проанализировать его возникновение. У ребенка с ОНР будут свои особенности развития. У него плохо формируются представления об окружающем мире, и он испытывает недостаток жизненного опыта.

Дошкольник испытывает сложности в общении и поэтому он избегает контактов со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие с другими людьми важный инструмент познания. Без него мышление развивается слабо.

В своей работе логопед не только учит правильно произносить детей слова, но и обобщать предметы, исключать из них лишние. Он помогает формировать представления об окружающем мире.

При неправильном развитии речи необходимо начинать с работы над ее пониманием. Для этого детей учат названиям разных явлений, предметов, событий. В этом деле участвуют не только родители, но и воспитатели.

Со временем появляется связь между словом и предметом. Слуховое восприятие у детей плохо развито и поэтому необходимо его тренировать. Они должны хорошо на слух выделять звуки из общего шума.

Для успешного преодоления ОНР необходима работа над всеми компонентами речи. При своевременном начале работы прогноз благоприятный: больше 80% детей идут в обычную школу.

Характеристика детей

Каждое нарушение речи сопровождается небольшими изменениями в личности ребенка. Все части психики работают вместе и сбой одного участка вызывает проблемы в другом.

Чаще всего такие дети начинают говорить поздно – в три года и позже. Их словарь состоит из нескольких простых слов. С точки зрения клинической характеристики, это дошкольники с алалией, задержкой речевого развития и другими патологиями головного мозга. Иногда это следствие соматической слабости организма.

Наблюдаются небольшие проблемы с двигательной сферой. Это плохая координация и ловкость, неконтролируемость скорости. Затруднение вызывает просьба выполнить движения по инструкции.

Характерная особенность нарушения – понимание обращенной речи при отсутствии или недостаточном развитии активной речи. Без специального обучения интерес к общению у дошкольников с ОНР быстро пропадает.

Из-за проблем с речью страдает восприятие, интеллект и воля. Внимание плохо распределяется и обладает низким уровнем развития. Слуховая память отличается бедностью, затруднено запоминание – это выражается в сложности выполнения многоступенчатой инструкции и последовательности выполнения заданий.

Ключевое отличие ОНР состоит в том, что психическое развитие детей проходит без особых проблем. Да, наблюдаются небольшие сложности, но они некритичные.

Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени. Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении.

Активный словарь расширяется разными частями речи. Дети пытаются использовать словоизменения. Отчетливо слышны проблемы со звукопроизношением, дошкольники не могут отличить схожие по звучанию звуки. Грубо нарушена слоговая структура, нет возможностей для анализа и синтеза.

Нарушения речи могут характеризоваться разными проявлениями. Поэтому требуется детальная диагностика.

Разграничение диагнозов

Правильная постановка заключения позволяет грамотно строить работу. ОНР легко спутать с другими нарушениями. Из-за ошибок в диагностике страдает выстраивание коррекционной работы.

Для точной оценки состояния конкретного дошкольника требуются консультации нескольких специалистов. Если выявлены проблемы с интеллектом (задержка психического развития или умственная отсталость), то первую помощь оказывает олигофренопедагог и только потом требуется логопед.

При проблемах с речью ставится диагноз СНР (системное недоразвитие речи). Такое заключение требует особого построения коррекционной работы.

Сегодня выделяется около тридцати разновидностей аутистического расстройства и сам аутизм. При данной проблеме можно решить, что ребенок отказывается общаться. Ключевое отличие от ОНР заключается в том, что при аутистической проблеме дошкольник может разговаривать, но не хочет. При данном нарушении ребенок не будет идти на контакт. При проблемах только с речью – пойдет.

В таком случае ему требуется помощь психолога и только потом логопеда. Заключение специалиста – СНР. При аутизме ребенок не будет идти на контакт.

Не всегда видна разница между двумя диагнозами. Необходимость уточнения структуры дефекта продиктована тем, что будет по-разному строиться работа.

При нарушениях слуха устная речь серьезно страдает, так как без обратной связи в виде «слышать свою и чужую речь» не формируется пассивный и активный словарь. Проблема необязательно носит серьезный характер (полная глухота), но даже небольшое снижение остроты слуха ухудшает восприятие звуков.

При проблемах со слухом требуется помощь сурдолога, сурдопедагога. При необходимости делают кохлеарную имплантацию либо подбирают слуховой аппарат. После чего сурдопедагог занимается развитием устной речи.

Коррекционная помощь

Не каждый родитель представляет, что делать при постановке ОНР. Необходимо пройти ряд специалистов (невролога, психиатра, сурдолога и др.) для уточнения диагноза.

Лучший вариант помощи – это логокоррекционный детский сад. В нем создаются все условия для лечения дошкольников. Это и физиотерапия, и массаж, и бассейн, занятия со специалистами. Родителям стоит приготовиться к долгой работе. Только при выполнении всех необходимых заданий дома можно добиться прогресса.

Логопедические занятия проводятся в виде игры в средней, старшей и подготовительной группе. Средняя длительность коррекции занимает от года до трех лет. В тяжелых случаях она продолжается и в школе.

Нельзя лечить ОНР только таблетками. Лекарства стимулируют работу головного мозга, но остальную работу выполняет логопед. Курс, длительность и конкретные названия препаратов подбирает невролог.

Инвалидность при данном диагнозе не дают, но лечиться можно в обычной поликлинике. В некоторых садах есть свой кабинет для физиотерапии и медсестра.

Общее недоразвитие речи 2 уровня успешно преодолевается при комплексном подходе. Необходима помощь врача, логопеда, психолога. Последний специалист занимается развитием высших психических функций (памяти, мышления, восприятия).

Для того чтобы попасть в специальный детсад требуется пройти комиссию – психолого-педагогическую. Она состоит из нескольких специалистов, которые оценивают уровень развития ребенка и дают рекомендации по обучению.

Коррекция ОНР 2 уровня в школе требует особых условий. Поэтому проводить ее лучше всего в рамках специального образовательного учреждения. Из-за того, что упущено благоприятное время дефект вряд ли удастся преодолеть.

Любое речевое нарушение может быть преодолено. Для этого необходимо своевременно определить проблему и обратиться к специалистам. Логопед не только исправляет звуки, но и развивает лексику, грамматику и другие компоненты речи.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/onr-2-urovnya-harakteristika-i-korrekciya/

Перспективный план работы с ребенком при ОНР 2 уровня

ОНР 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

Название состояния «общее недоразвитие речи» говорит само за себя – оно означает, что в организме что-то идет не так, и, как следствие, неправильно формируются навыки выражения своих мыслей и эмоций с помощью слов.

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это уже серьезное расстройство, во время которого нарушено формирование лексической, грамматической и фонетической части родного для ребенка языка.

Эта патология может серьезно навредить уровню жизни и снизить шансы на полноценное социальное развитие, поэтому с ней необходимо бороться – и чем раньше, тем лучше.

Онр 2 уровня: особенности

В медицинской практике принятая единая классификация нарушений в формировании речевых навыков. ОНР может быть 1, 2, 3 уровня, их характеристика поможет определить степень расстройства в каждом индивидуальном случае.

К этой патологии относят и совсем неговорящих детей (хотя к их возрасту начальные речевые навыки уже должны быть сформированы), и детей, которые стараются выразить свои мысли, но не могут правильно использовать слова, и тех детей, чья проблема состоит только в правильном произношении.

Характеристика для ОНР 2 уровня имеет следующие особенности:

  • ребенок старается выразить свои мысли не только с помощью нечленораздельных звуков и жестов, но уже может использовать отдельные, часто встречающиеся слова, однако только в искаженной форме (не каждый взрослый человек сможет понять, что с помощью этих слов ребенок хотел сказать);
  • проблема возникает в постановке ударений, верно ребенок может их поставить только в том случае, если правильный вариант ударения в слове – на последний слог;
  • ребенку трудно сформировать мысль в единую последовательность: он может пользоваться перечислением (предметов вокруг себя, своих действий и т. д.), но составить несколько предложений с нужной последовательностью слов и выражения мысли он не может;
  • в речи совершенно не используются синонимы – слова со схожим смыслом могут выражаться только с помощью жестов и обозначений;
  • в речи не используется и не распознается средний род у существительных;
  • на вопросы ребенок отвечает только в именительном падеже, тем самым упрощая себе задачу в построении грамматической конструкции.

Для устранения ОНР 2 уровня необходима коррекционная работа – для полноценного дальнейшего развития ребенку необходимо научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в социуме. Начинать ее ранее четырех лет (как, впрочем, и ставить сам этот диагноз) – бессмысленно, ведь до этого возраста уровень речевых навыков находится на самой ранней стадии формирования.

Однако грамотно наблюдая за комплексным развитием ребенка, можно сделать прогноз на ОНР 2 уровня в 3 года и принять соответствующие меры, чтобы не дать патологии проявиться в более старшем возрасте.

Симптоматика

Для каждого уровня общего недоразвития речи медиками определен ряд характерных признаков, указывающих на принадлежность патологии именно к этой стадии.

Кроме того, у ребенка, страдающего любой из форм проявления ОНР, наблюдаются также сопутствующие симптомы:

  1. у него плохо получается что-либо запоминать (слова, названия, последовательность действий и т. д.

    );

  2. отсутствует интерес познавать новое, узнавать новые факты и исследовать мир вокруг себя;
  3. внимательность и концентрация находятся на очень низком уровне;
  4. умственная деятельность ниже, чем у сверстников.

Отличительные симптомы именно второго уровня патологии включают в себя следующие проявления:

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

  • употребляя словосочетания и фразы, ребенок использует только простые конструкции, часто встречается их искажение;
  • общий словарный запас значительно ниже, чем у сверстников;
  • нет навыков словообразования;
  • при ОНР 2 уровня наблюдается дизартрия: страдает фонетика и ребенок не может внятно произносить отдельные звуки и слова, часть из них «глотается», часть произносится с неестественным ым нажимом и т. п.

Важно! Даже если вы видите, что у вашего малыша наблюдаются несколько или все вышеперечисленные симптомы, не ставьте диагноз ему самостоятельно! Только грамотный специалист сможет правильно определить степень нарушения речевого развития и дать соответствующие рекомендации и справки: например, логопедическое заключение – ОНР 2 уровня требует направления на лечение к профильному врачу.

Лечение

Коррекционная работа над ОНР 2 уровня – это целый комплекс мер, направленный на всесторонне развитие способности малыша к самовыражению через речь.

Для того чтобы лечение было эффективным, врачом-логопедом обязательно составляется индивидуальный маршрут ребенка с ОНР 2 уровня: в нем учитываются все особенности личности ребенка, его характера, темперамента и внешней среды, в которой малыш постоянно находится.

Перспективный план работы с ОНР 2 уровня включает в себя:

  1. терапия направлена не только на улучшение качества произношения, но и на способности ребенка к полному пониманию того, что он произносит;
  2. улучшается произношение отдельных звуков и их сочетаний;
  3. ребенок учится формировать осмысленные фразы (не только произносить заученные сочетания слов, но и понимать смысловые особенности тех или иных конструкций);
  4. развитие лексического и грамматического понимания языка.

Важно! Главное правило успеха выполнения корректирующих заданий для ОНР 2 уровня – это их четкая последовательность и распределение по сложности. Логопед, проводящий занятие, должен хорошо понимать, на каком этапе развития находится речь, и исключать слишком трудные, или наоборот – слишком легкие упражнения.

Осложнения

Осложнения при ОНР 2 уровня – это, как правило, развитие патологии на дальнейшую, самую критическую стадию – 1 уровень. Произойти это может только в одном случае: если корректировке речевого расстройства не было уделено достаточного внимания.

То есть родителям всегда необходимо замечать любые отклонения в развитии своего малыша и вовремя принимать меры, не рассчитывая, что опасное состояние пройдет само, без их участия.

Профилактика

Гарантировать отсутствие этой патологии нельзя: она может сформироваться в случае негативного влияния различных внешних факторов. Однако провести профилактическую работу и снизить риски можно, следуя нескольким простым рекомендациям:

  • во время беременности будущая мама малыша должна полностью исключить любые вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков и т. д.) из своей жизни;
  • с самого рождения ребенка родители должны строго следить, чтобы любые инфекционные заболевания лечились немедленно и не вызывали осложнений;
  • когда ребенок начнет говорить, родители должны уделять ему как можно больше внимания и делать все возможное, чтобы хорошо развить этот навык у своего малыша.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/onr-2-urovnya-harakteristika.html

Онр в логопедии: что это, классификация, диагностика и коррекция у детей

ОНР 2 уровня: характеристика, коррекция и прогноз

ОНР — это сокращенное обозначение широкого спектра речевых патологий у детей. Оно означает «общее недоразвитие речи» и вызывает много тревоги у родителей.

О том, что это за диагноз в логопедии, об особенностях детей с ОНР, а также о методах лечения рассказывает наша статья.

Определение ОНР

Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.

Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.

ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как

Классификация ОНР

Общее недоразвитие речи бывает трех видов:

Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.

Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:

1. ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;

2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;

3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;

4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.

ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.

Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.

Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.

Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;
  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;
  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
  • трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.

Обучение детей с различной степенью ОНР успешно осуществляется в специальных учебных заведениях для школьников и дошколят. Конечно, начинать лечение заболевания следует как можно раньше, с 3-4 лет.

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

Источник: https://KakGovorit.ru/onr-eto

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.