Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Содержание

«Отзывчивый» – значение слова в толковых словарях. Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

ОТЗЫВЧИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь. О. человек. || сущ. отзывчивость, -и, ж.

Значение слова «Отзывчивый» в словаре Ефремовой

Ударение: отзы́вчивый прил.

  1. Легко отзывающийся, откликающийся на что-л.
  2. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.

Значение слова «Отзывчивый» в словаре Д.Н. Ушакова

ОТЗЫ́ВЧИВЫЙ, отзывчивая, отзывчивое; отзывчив, отзывчива, отзывчиво. Сочувственно относящийся к другим, готовый помочь. Отзывчивая душа. Очень мягкий и отзывчивый человек.

Значение слова «Отзывчивый» в словаре Синонимов

добрый, чувствительный; внимательный; хороший, мягкосердечный, душевный, гуманный, сердечный, большого сердца, чуткий, участливый, сострадательный, сочувственный, благодушный, добросердечный, добродушный, человечный, милостивый

Значение слова «Отзывчивый» в словаре Синонимов 2

прилчуткий, участливый, внимательный, душевный, сердечный

Значение слова «Отзывчивый» в словаре Синонимов 3

См. добрый” title=’добрый, добрый синонимы, синонимы к добрый, словарь русских синонимов’> добрый, чувствительный…

Значение слова «Отзывчивый» в словаре Синонимы 4

гуманный, добрый, душевный, мягкосердечный, сердечный, сочувственный, участливый, хороший, человечный, чувствительный, чуткий

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина.

Участники эксперимента давали ответы на вопросы, связанные с отношениями в социуме, гражданским долгом.  Исследователям подопытные предоставили образцы ДНК для анализа генетически обусловленного уровня гормонов в организме.

В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Развитие эмоциональной отзывчивости

Как уже говорилось, эмоциональная отзывчивость развивается двумя методами. Первый – это знакомство с различными произведениями, будь то музыка, картины, скульптура или иные продукты чужого творчества. Второй – собственно участие в процессе создания.

Знакомство с чужим творчеством

Большинство психологов рекомендуют с самых малых лет приучать ребенка к искусству. Для этого можно давать ему слушать музыку разных направлений, смотреть вместе с ним картины, посещать музеи, ходить в театры или на детские представления, читать литературу разных жанров.

Но формирование эмоциональной отзывчивости должно происходить не само по себе, а с помощью родителей. Во время знакомства с произведениями искусства, обязательно:

● отслеживайте состояние ребенка. Как он реагирует, сильно или слабо он проявляет эмоции;

● разговаривайте с малышом. Спрашивайте, помогайте ему оформить свои ощущения от увиденного или услышанного в слова;

● проявляйте реакцию сами, показывайте рамки корректного и возможные проявления эмоций.

Если вам нравится картина, вы можете восторгаться ей или долго рассматривать, если вас задела книга – плакать или смеяться. Транслируйте ребенку, какая может быть реакция на произведение.

Но не забывайте следить за его чувствами. Не нужно убеждать малыша, что музыка красива, если она ему явно не нравится.

Эмоциональная отзывчивость – это не только положительная реакция на творчество, но и отрицательная. Главное, чтобы реакция была и проявлялась каким-либо образом.

Отзывчивый человек – полезное качество

Отзывчивый человек обладает хорошим настроением и дольше живет, чем безразличный

Американские ученые установили, что отзывчивый человек отличается даже и здоровьем от грубияна.

Отзывчивым людям присущи следующие показатели здоровья:

  • Реже болеют, чем люди, всем недовольные.
  • Дольше живут, в среднем на 8-9 лет.
  • Реже болеют заболеваниями сердца и сосудов.
  • Совершая хорошие поступки, у человека вырабатывается гормон счастья – эндорфин, который также имеет обезболивающее и успокаивающее свойства.
  • Хорошие дела улучшают настроение и повышают жизненную силу.

Природа происхождения чуткости

Многие люди задумываются: а отзывчивость – это результат воспитания или качество, данное от природы? Это сложный вопрос, и однозначного ответа не существует.

Безусловно, очень важно влияние родителей, семейного микроклимата, воспитания в ребёнке доброты и сострадательности. Но в то же время существует и возможная предрасположенность.

Периодически случается так, что дети из хороших семей, вырастая, превращаются в безразличных и хладнокровных людей. Иногда происходят и прямо противоположные изменения.

Интересное исследование было проведено американскими учёными. Специалисты методами эксперимента и наблюдения выяснили, что предрасположенность к доброте и чуткости обусловлена воздействием на человеческий организм гормонов вазопрессина и окситоцина.

Участникам этого исследования необходимо было пройти подробное интервью, в ходе которого они давали развёрнутые ответы на вопросы социального характера. Также они предоставили учёным своё ДНК для анализа.

Оказалось, что больше отзывчивости и сострадания в ходе интервью проявили люди с повышенной выработкой окситоцина и вазопрессина.

Тезаурус русской деловой лексики

Отзывчивый

Syn: см. внимательный

Проявление в общении

Отзывчивость человека легко заметить в процессе общения с ним. Его выдаёт уместная учтивость, тактичность, умение принимать во внимание разницу в возрасте и статус других оппонентов, а также иные качества, которые можно заметить при беседе.

Такие люди всегда отслеживают и анализируют реакцию остальных участников разговора на свои и чужие слова или действия. Им не составит труда извиниться, объяснить логику сказанной им фразы.

Впрочем, отзывчивые люди редко попадают в неловкие ситуации при общении, поскольку им не свойственно задавать неловкие, нетактичные, каверзные и неделикатные вопросы. Не затрагивают они и тем соответствующего характера. Ведь это те люди, которые умеют общаться.

Они идеальные собеседники, которые никогда не поставят оппонента в неловкую ситуацию, так как им важны чужие чувства.

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками  Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что  отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.  Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Родственные качества

Как уже было сказано выше, многосоставность – это то, что характеризует отзывчивость или чуткость, как её ещё называют. У неё есть родственные качества, которые для многих стали её эквивалентами. Как бы то ни было, они отражают разные грани отзывчивости.

К данным качествам относятся сострадательность, милосердие, человечность, внимательность, душевность, участливость, сердечность и доброта.

Отзывчивость без всего перечисленного просто не может существовать, поскольку отсутствие хотя бы одного «компонента» подразумевает наличие другого – противоположного, который однозначно будет противоречить всем остальным. А значит, нет и других качеств.

Именно поэтому чуткость (отзывчивость) личности и называют комплексным, системным, многосоставным понятием.

Как стать отзывчивым человеком?

Ученые утверждают, что отзывчивым человеком никогда не поздно стать, нужно лишь следовать нехитрым советам:

  • Открыть глаза и душу на все, что происходит вокруг, и помогать, если требуется помощь.
  • Забыть о своем эгоизме, и чаще ставить себя на место нуждающегося.
  • Стремиться быть добрее — каждый день хоть одно доброе дельце.
  • Стать самим счастливее, и этим счастьем делиться с другими.

Как развивать отзывчивость?

Для развития отзывчивости стоит обратить внимание на несколько важных моментов в восприятии окружающего мира. Дело в том, что мы часто привыкаем делать что-то для того, чтобы получить что-то взамен. Подобное отношение начинает формироваться у нас в процессе нашей жизни.

Но, если мы вернёмся к изначальным, материнско-отцовско-детским отношениям, то родители отдают многое своим детям для того, чтобы видеть их радость, рост, да и просто – жизнь. Именно это восприятие радости является отдачей на труды.

И человек отзывчивый получает своё обратное вознаграждение в виде созерцания и понимания позитивных эмоций других или, по крайней мере, уменьшения негативных. Поэтому, для развития отзывчивости важно научиться не ждать «спасибо», а видеть его в изменениях других.

Ещё одним немаловажным фактором является развитие эмпатии и уважения к людям, которые отличаются от вас своими убеждениями, мировоззрениями и установками.

Некоторые психологи советуют начинать развивать отзывчивость, общаясь с теми, кто по сути и не может ничего нам дать взамен, кроме эмоционального отклика. Имеется в виду, животных и растения. Доброе отношение к ним и понимание без слов их потребностей развивает внутренние нравственно-духовные качества личности.

Но, есть и другой, несколько отличающийся подход. Он утверждает, что такие понятие как отзывчивость, чувство долга, мораль и т.д. – это составляющие более высокого порядка.

И для их формирования с одной стороны – необходимо минимальное удовлетворение более низших потребностей (при понимании сути проблемы), а с другой – социальный ориентир, демонстрирующий пример таких качеств.

То есть, человеку, который всё время посвящает борьбе за выживание и нахождение пропитания, будет просто не актуально развивать в себе такие составляющие личности. Но, с другой стороны, человек испытывающий перенасыщение во всём, не будет сопереживать неприятностям других, ведь он сам ни разу не был в их шкуре и ему не понятны эти эмоции.

Рассмотрим пример с социальными ориентирами. Допустим, что семья имеет минимум или даже средний уровень для удовлетворения базовых и не только потребностей. Ребёнок при этом видит пожилого человека, который испытывает возрастные боли и нуждается в какой-либо помощи.

Естественно, что он не понимает, как именно эта помощь оказывается. А ему говорят значимые взрослые: «Да зачем это нужно, да сдать его в дом престарелых, чтобы настроение не портил. И дело с концом.

» Естественно, что у ребёнка, при всех имеющихся предпосылках, не будет развиваться никакая отзывчивость.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

Стать внимательнее к происходящему.  Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи.

Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.

Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге…

Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

Источник: https://tuberkulezkin.ru/psihologiya/znachenie-slova-otzyvchivyj-v-10-slovaryah-dal-ozhegov-efremova-i-dr.html

Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Отзывчивый человек отличается желанием и способностью прийти на помощь окружающим в любой сложный для них момент. Это такое качество человека, которое не зависит от личных симпатий человека.

С отзывчивостью тесно связаны такие качества, как человеколюбие и тактичность (то есть допустимая грань поведения в процессе общения с собеседником, исключающая поступки и поведение, которые могут обидеть человека).

Быть отзывчивым, это значит:

  • уважать и любить окружающих;
  • быть готовым совершать безвозмездные поступки в интересах других;
  • чувствовать, сопереживать и помогать людям;
  • быть добрым и честным.

Отзывчивый человек всегда берет во внимание разницу в возрасте, статус и положение собеседника, обстановку, в которой происходит общение.

Он отличается высокой культурой общения, умеет правильно относиться к реакции своего оппонента на поведение, поступки, слова.

Доброго человека отличает умение вовремя попросить прощение, если он допустил некорректное поведение или высказывание. Признать свои ошибки может только сильный человек.

Что такое “равнодушие”

  • Равнодушие это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Равнодушный человек не протянет руку помощи нуждающемуся, спокойно может пройти мимо.
  • Равнодушие – это и безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему. Равнодушный человек не интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а всё,  что интересует и волнует его современников, людей, живущих с ним в одной стране, городе, работающих в одном коллективе, всё это ему безразлично.Равнодушие – это черта характера человека, которая приводит его к душевной пустоте, нежеланию откликаться на чувства и эмоции других, к злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и никого не жалко, он теряет стыд, совесть.
  • Равнодушие – это иногда результат усталости души, когда человек настолько много пережил в своей жизни, что он равнодушием пытается уберечь себя от новых бед. Такое равнодушие может со временем пройти, душа начнёт понемногу согреваться, возвращаться в прежнее состояние, когда человек сможет снова сочувствовать другим. Но может и не произойти такого процесса, тогда человек до конца останется безразличным ко всему вокруг.
  • Равнодушие один из злых пороков человека. С молчаливого согласия равнодушных людей могут совершаться самые отвратительные дела.
  • Равнодушие – это утрата человеком способности любить, дружить, ценить что-либо в жизни, неумение радоваться красоте вокруг, ведь равнодушным всё равно. Равнодушие делает и самого человека несчастным и приносит много неприятностей и даже бед окружающим.

Синонимы к слову «равнодушие»:

  1. холодность
  2. беспристрастность
  3. безразличие
  4. бесчувственность
  5. безучастность
  6. апатичность
  7. флегматичность

Что такое “отзывчивость”

  • Отзывчивость – это одно из положительных качеств личности, которое проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать помощь.Отзывчивость связана с гуманизмом, с любовью к людям, желанием быть нужным им, особенно в сложные минуты.
  • Отзывчивость это и словесная поддержка другого, когда необходимо успокоить, просто выслушать. Это и конкретные дела и поступки, выражающиеся в том, что человек, оставив на втором плане свои проблемы, в первую очередь помогает тому, кому эта помощь нужна. Поэтому эгоистичный, самовлюблённый человек вряд ли будет отзывчивым на чужую беду, потому что для него важнее всего его проблемы.
  • Отзывчивый человек чувствителен к состоянию другого, он может сам предугадать, что тому нужна помощь и поддержка, не доживаясь, когда его об этом попросят. Отзывчивость это результат тактичности, внимательности, душевности по отношению к другим. Это черта сильных и воспитанных людей.
  • Отзывчивость соседствует с бескорыстностью, потому что не требует похвалы, награды. Это состояние души, когда человек просто не может жить по-другому, проходя мимо людей и всего живого, кому нужна помощь.

Синонимы к слову «отзывчивость»:

  1. внимание
  2. участие
  3. сочувствие
  4. добродушие
  5. человечность
  6. чуткость
  7. внимательность
  8. душевность
  9. сострадательность
  10. участливость

Синонимы к слову отзывчивость

Именно потому, что отзывчивость это многогранное качество, синонимы к слову отзывчивость многочисленны. Эти слова отражают отдельные грани отзывчивости.

Среди них:

Душевность,Сердечность,Чуткость,Участливость,Внимательность,Доброта,Человечность,Сострадательность,

Добродушие.

Эмоциональная отзывчивость: что это?

Эмоциональная отзывчивость – это понятие из психологии. Оно включает в себя различные быстрые и гибкие реакции на такие вещи, как:

● внешнее воздействие, например, событие или происшествие. В эту же группу включают способ общения и особенности партнера по разговору;

● эмоциональное состояние собеседника. Эмоциональная отзывчивость предполагает не просто понимание состояния, но и сопереживание или проявление сочувствия;

● творчество и произведения искусства.

Также иногда психологи называют эмоциональной отзывчивостью высокую гуманность. С их точки зрения, отзывчивые люди склонны ставить вперед чувства и потребности других, нежели свои собственные.

Зачем нужна эмоциональная отзывчивость? Не только для проявления эмпатии и построения отношений. Это качество – основа для появления хорошего эстетического вкуса и высокой духовности. И. Кант и вовсе утверждал, что именно это качество – катализатор интеллекта, служащий чем-то вроде садовника, который облагораживает сад (ум).

Тем не менее, эмоциональная отзывчивость не возникает сама. Ее непременно нужно развивать. И это не так уж сложно. Основными инструментами являются приобщение к творческой деятельности и знакомство с разнообразными произведениями искусства.

Развитие эмоциональной отзывчивости

Как уже говорилось, эмоциональная отзывчивость развивается двумя методами. Первый – это знакомство с различными произведениями, будь то музыка, картины, скульптура или иные продукты чужого творчества. Второй – собственно участие в процессе создания.

Знакомство с чужим творчеством

Большинство психологов рекомендуют с самых малых лет приучать ребенка к искусству. Для этого можно давать ему слушать музыку разных направлений, смотреть вместе с ним картины, посещать музеи, ходить в театры или на детские представления, читать литературу разных жанров.

Но формирование эмоциональной отзывчивости должно происходить не само по себе, а с помощью родителей. Во время знакомства с произведениями искусства, обязательно:

● отслеживайте состояние ребенка. Как он реагирует, сильно или слабо он проявляет эмоции;

● разговаривайте с малышом. Спрашивайте, помогайте ему оформить свои ощущения от увиденного или услышанного в слова;

● проявляйте реакцию сами, показывайте рамки корректного и возможные проявления эмоций.

Если вам нравится картина, вы можете восторгаться ей или долго рассматривать, если вас задела книга – плакать или смеяться. Транслируйте ребенку, какая может быть реакция на произведение.

Но не забывайте следить за его чувствами. Не нужно убеждать малыша, что музыка красива, если она ему явно не нравится.

Эмоциональная отзывчивость – это не только положительная реакция на творчество, но и отрицательная. Главное, чтобы реакция была и проявлялась каким-либо образом.

Развитие эмоциональной отзывчивости через собственное творчество

Помимо знакомства с чужими произведениями, очень хорошо влияют на эмоциональный рост создание собственных. При этом не имеет особого значения, чем именно вы предпочитаете заняться. Главное, что ребенок подключает фантазию. Примеры возможных занятий:

● сочинение рассказов и стихов;

● рисование на свободную тему;

● сочинение песен или мелодий;

● лепка из глины, пластилина, пластики, песка.

К сожалению, большинство занятий подразумевает активное участие родителей. Но не нужно расстраиваться. Если прямо сейчас у вас нет времени, можно использовать онлайн-версию этого развлечения.

Чтобы они решали нужную задачу, подойдите к ним не просто как к раскраскам, а более активно:

● совместно с ребенком выберите раскраску;

● поручите малышу назвать персонажа, раскрасить его и придумать, почему именно такие цвета взяты;

● когда ребенок закончил, попросите его подробно рассказать все, что он выдумал. Расспросите про характер персонажа, про его жизнь, про эмоции, которые ребенок испытывает к этому герою.

Такой способ поможет малышу не просто играть, но включиться в работу и включить в работу эмоции, а после – оформить их в слова.

Эмоциональная отзывчивость – это необходимое качество, которое важно развивать у каждого человека. Чем более оно развито, тем более духовным и интеллектуальным вырастет ребенок.

Больше об играх и игрушках: www.toybytoy.com/

Источник: http://www.hnh.ru/culture/Emotional-responsiveness-through-creativity

Как воспитать эмоционально отзывчивого ребенка: 10 хороших советов

Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Эмоциональное воспитание это прежде всего развитие эмоциональной отзывчивости, или эмпатии, которая помогает нам строить здоровые отношения, поддерживать дружеские связи, и в целом быть добрыми, заботливыми людьми.

Все мы рождаемся с внутренней теплотой к другим, но развить и отточить этот важный социальный навык – умение понимать других – нам могут помочь только родители.

Вот несколько советов родителям, как воспитать в ребенке эмоциональную отзывчивость, и, соответственно, помочь развить эмоциональный интеллект.

1|| Чаще смотрите на мир глазами детей

Эмпатия – это способность понимать чувства и эмоции других людей, в этом и есть суть эмоционального интеллекта. Чтобы научить ребенка эмпатии, родителям нужно начать с себя: показывать, что они сами способны видеть мир глазами другого человека, и прежде всего – глазами своих детей.

Предвидя ситуацию или события, которые могут расстроить ребенка, родителям нужно вести себя соответствующим образом – проявить понимание, сочувствие, поставить себя на его место, принять его переживания со всей серьезностью, даже если на наш взгляд причина пустяковая.

И только тогда вы сможете найти нужные слова, которые его успокоят и убедят, что папа-мама его понимают.

«Нам пора уходить из парка, это грустно, конечно, но дома нас ждут дела и твои игрушки, которые уже заскучали», «Какой замечательный красный грузовик ты присмотрел! Мне жаль тебя расстраивать, но сегодня я не смогу его купить, хоть мне он тоже очень нравится»…

2|| Проявляйте эмпатию по отношению к другим людям

Гена эмпатии, конечно, не существует, но дети наследуют способность к сопереживанию от своих родителей просто потому, что копируют их поведение.

Об этом важно помнить всегда – дети подражают тому поведению, которое мы демонстрируем, а не тому, которое мы проповедуем, сотрясая воздух разглагольствованиями.

Можно сколько угодно говорить ребенку, что нужно быть добрыми и помогать другим, но если на деле ребенок не видит, как вы проявляете эту доброту к окружающему миру, не ожидайте, что ваши слова упадут глубоко в душу ребенку. Моделирование является мощным инструментом в эмоциональном воспитании.

Попробуйте демонстрировать чуткое поведение в вашей собственной повседневной жизни: пусть ваши дети видят вас заботящимися о пожилых, о животных, о других детях, как вы принимаете участие в благотворительных акциях, помогаете соседской бабушке донести покупки до дома… Глядя на своих родителей, дети понимают, что проявлять сочувствие и сопереживать другим это правильная норма поведения людей, а также они понимают как это делать, в каких случаях.

Советуем почитать: “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”

3|| Рассказывайте детям о том, какие чувства испытывают люди

Эмоциональное воспитание это в том числе и объяснение детям, как другие люди чувствуют себя в разных ситуациях.

Каждый раз, когда видите удивленное лицо ребенка, встретившего грустного или, наоборот, веселого человека – проговаривайте с ним, что может вызвать в людях те или иные эмоции.

Смотрите фильмы – акцентируйте внимание на чувствах героев: «Ее друг уезжает, и она грустит, ей не хочется с ним расставаться, ведь ей будет одиноко», «Мальчик расстроен, потому что он так ждал папу, а папа не смог приехать»…

Учите детей не просто сопереживать, а с желанием помочь. «Бабушка Вера только что потеряла своего мужа, ей очень плохо и грустно. Мне бы хотелось сделать для нее что-нибудь, чтобы показать ей, что нам очень жаль.

Как ты думаешь, что мы можем для нее сделать?» Приглашая ребенка к такому разговору и активному участию в жизни окружающих людей, мы даем ему понять, что проявление чувств и сопереживания очень важно в человеческом общении.

4|| Говорите с ребенком о гипотетических ситуациях

Представьте, что вы с ребенком гуляете в парке, и видите, как другие дети спорят из-за игрушки. Ваш ребенок пристально наблюдает за их напряженным спором, и вы можете чувствовать в этот момент, что он внутренне сопереживает какому-то ребенку, и скорее всего, тому, который цепляется к игрушке, не отдает.

Это идеальный момент, чтобы говорить об эмоциях всех детей, а не только того, кто вызывает симпатии.

«Все мальчики хотят играть в эту машинку, не так ли? Как ты думаешь, что чувствует мальчик, который держит сейчас машинку? А что чувствуют другие мальчики, которые понимают, что их друг не хочет с ними делиться?”

Мы начинаем учить детей эмпатии, когда они еще совсем маленькие: мы это делаем своим поведением, показывая, как мы относимся к ним, когда они злятся, капризничают, плачут, напуганы и пр. Когда они становятся старше, наши действия становятся для них более важными, чем слова.

Например, малыш на прогулке может воскликнуть: «Смотрите, какой большой нос у этого человека!» И если вы публично отругаете ребенка за это, то сработаете против себя.

В такой ситуации ребенку нужно спокойно и мягко объяснить, что разные физические особенности могут заставлять людей чувствовать себя неуверенно, а когда кто-то указывает на них (большой нос, большие уши, большой вес), то и вовсе чувствовать себя плохо.

В возрасте примерно 5-6 лет дети уже могут понимать гипотетические ситуации и ставить себя на место других людей: мальчиков, ссорящихся из-за игрушки, или человека с большим носом. С детьми постарше уже можно проговаривать ситуации с более сложными эмоциональными реакциями, например, почему на одну и ту же фразу люди могут реагировать по-разному, и от чего это может зависеть.

Советуем почитать: “Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ”

5|| Признавайте эмоции без осуждения

Когда дети чувствуют себя в безопасности, они легко выражают свои эмоции, даже если эти эмоции негативные. Безопасность – то состояние, когда дети чувствуют, что будут поняты, приняты и безоговорочно любимы, что бы ни случилось. Но родители часто склонны хвалить за положительные эмоции и жестко реагировать на отрицательные.

Дети усваивают, что проявление некоторых эмоций недопустимо. Например, мальчикам транслируется, что им нельзя плакать (тыжемальчик!), что злиться или жадничать это плохо и т.п. Но ребенок имеет право на проявление всей палитры своих чувств. И кому как не родителю он может показать свои переживания, какими бы они не были.

Если мы не готовы понять его чувства сами, как мы можем учить его пониманию чувств других людей?

Каждая мысль и чувство вполне приемлемы и целесообразны в конкретной ситуации, их вызвавшей, и вместо того, чтобы накладывать табу на проявление слов или агрессии, спокойно и с сочувствием поговорите с ребенком, давая ему понять, что вы знаете, что он испытывает. А заодно и объясните, как с этими чувствами справиться.

«Я вижу, что ты сильно расстроена, что не получила игрушку в магазине. Мне бы тоже было обидно! Это всегда обидно и больно, когда мы не получаем того, что хотим. Но не все наши желания могут быть исполнены сию секунду. Извини, что тебе приходится расстраиваться, но мы не купим эту игрушку, мы не можем ее себе позволить. Мне жаль, солнышко».

Зачастую ребенку важна уже не игрушка, а понимание взрослого. Чувство защищенности, когда ты услышан и понят.

6|| Называйте эмоции и чувства своими именами

Один из ключевых способов стимулирования эмоционального интеллекта – правильный разговор о чувствах с ребенком. Ребенок не может описать вам свое состояние в силу ограниченности словарного запаса и отсутствия опыта, а вы – можете.

Когда сын или дочь переживают эмоциональный всплеск, не просто успокаивайте и обещайте, что все будет хорошо, а проговаривайте то, что случилось и что в связи с ситуацией ребенок чувствует.

Конечно, нужно использовать язык, доступный возрасту вашего ребенка, чтобы описать разные чувства, что он испытывает: гнев, ревность, зависть, разочарование, печаль, смущение, дискомфорт.

Научившись осознавать свои эмоции и отслеживать причины, их вызывающие, ребенку легче будет с ними справиться, даже когда рядом не будет вас, чтобы помочь с этой тонкой настройкой.

Советуем почитать: “Как воспитать эмоционально здоровых детей”

7|| Говорите с ребенком о собственной уязвимости, признавайте свои ошибки

Вы даже не представляете, какая сила заключается всего в двух словах: «я тоже»! Для детей признание общего чувства или опыта очень важно.

Когда взрослый человек делится своим собственным опытом и пережитыми эмоциями из своей жизни, а особенно из своего детства, он дает ребенку чувство уверенности в себе, в устойчивости мира, в том, что ситуация, в которой оказался ребенок, нормальна и решаема.

Когда взрослый открывает перед ребенком свой собственный мир неловких, печальных или неприятных переживаний, которые он испытывал в детстве, он часто вызывает сочувствие со стороны ребенка, а сам ребенок перестает чувствовать себя одиноким в своих переживаниях.

Дети, особенно маленькие, всегда думают, что их родители совершенны. Однако специально культивируемая в детях такая мысль способна породить в них только комплексы, а не чувство уважения к вам.

Не бойтесь спуститься с божественного пьедестала, и показать ребенку, что вы тоже можете ошибаться, что вам тоже бывает стыдно, что вас тоже не раз обижали, что вы тоже завидовали… Важно, чтобы дети видели своих родителей не как людей, которые всегда правы и никогда не ошибаются, а как людей, которые когда ошибаются, умеют признавать и стремятся исправлять свои ошибки. То, как они это делают, как раз и составляет первый опыт в решении своих проблем у детей.

8|| Дайте детям возможность самим проявлять эмпатию

Дети любят помогать, это врожденное желание человека, еще не задвинутое социальными предрассудками, бытовыми сложностями и прочими проблемами из взрослого мира.

Дети любят чувствовать, как их участие меняет ситуацию в лучшую сторону, им нравится получать похвалу и добрые улыбки за их помощь.

Их самооценка и уверенность в себе растет, они чувствуют себя важными и нужными, и, наконец, учатся понимать потребности людей и делать приятные вещи.

Предоставьте детям возможность пожертвовать некоторые свои игрушки или еду тем, кому они сейчас нужны, это станет хорошим поводом поговорить о нуждах и чувствах других людей и вашем участии.

Как общество мы часто акцентируем внимание на тех, кто добивается чего-то сам, а не на тех, кто помогает другим.

А ведь мысль о том, что нужно осознанно вносить позитивный вклад в социум, очень важна для того, чтобы воспитывать детей эмоционально гармоничными личностями.

9|| Не прерывайте и не принижайте выражение эмоций

«Не плачь. Хватит кричать. Ты в порядке. Это не больно! Это не важно!» Звучит знакомо, не правда ли? Родители часто принижают либо вовсе подавляют эмоции своих детей, что является, в общем-то, естественной реакцией, так как родители не хотят видеть своих детей страдающими от боли или переживаний.

Это может быть в каких-то случаях продуктивной тактикой, однако, в большинстве случаев только усиливает негативную реакцию детей.

Если мы, пытаясь успокоить ребенка, заверяем его, что нет причины быть так сильно расстроенным или обеспокоенным чем-то, то он со временем научится не выражать свои чувства, скрывать их, по крайней мере, от вас.

Если наша цель эмоциональное здоровье ребенка и готовность к открытой коммуникации, то лучшая политика – признание его эмоций, их силы и глубины.

«Папа ушел на работу, и ты грустишь, иди я обниму тебя», – так малыш чувствует себя понятым и чувствует сопереживание с нашей стороны, и он быстрее успокоится, он будет знать, что мы с ним, всегда в своем углу поддержки, и в любой момент нам можно довериться. А эта мысль – на долгие годы, она определяет ваши взаимоотношения на все годы ребенка, подростка, и потом уже взрослого человека. Если у вас получится установить такую связь на долгие годы, можно сказать, что с эмоциональным воспитанием своего ребенка вы справились на отлично.

Советуем почитать: “Теория привязанности и воспитание счастливых людей”

10|| Поощряйте благодарность

Благодарность является общим знаменателем счастливых людей с развитым эмоциональным интеллектом. Благодарность повышает уровень счастья примерно на 25 процентов, это научно подтвержденное исследование. Родители могут воспитывать в детях благодарность каждый день, на примере банальных жизненных ситуаций.

«Разве это не замечательно, что пошел снег? Мы налепим снеговиков!», «Здорово, что у тебя в школе есть библиотека, ты можешь взять из нее любую книгу почитать!»… Это могут быть простые послания к детскому подсознанию, что к вещам, которые окружают нас и которые с нами случаются, можно относиться разными способами, но лучше выбирать позитивное мышление, которое делает нас открытыми и добрыми к миру.

Настя Морозова,
по материалам Reader’s Digest

Источник: https://zen.yandex.ru/media/detidoma/kak-vospitat-emocionalno-otzyvchivogo-rebenka-10-horoshih-sovetov-5e4174c9f9c5dc78d421f8dd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.