Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

Содержание

Экзистенциальные потребности человека по теории Фрома

Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

За последние 100 лет на поле психологии появилось большое количество школ и направлений, изучающих и пытающихся объяснить экзистенциальные потребности личности.

Важным инструментом социально-психологического анализа поведения человека в социуме, является всестороннее сравнение по параметру отношений субъекта к окружающему миру и людям.

Эрик Фромм утверждал, что поведение здорового человека в обществе обусловлено осознанием того, что в силу своих природных особенностей он стремится установить связи в обществе, преодолеть себя, укорениться в жизни, идентифицировать себя, построить собственную систему моральных ценностей.

1. Экзистенциальные потребности в установлении связей

Всю свою жизнь человек осознанно или неосознанно стремится объединиться с другими людьми. По мнению Эрика Фромма, есть только 3 способа удовлетворения этой потребности.

Можно подчиниться правилам и требованиям какой-то группы или другого индивидуума, можно властвовать над кем-то, можно быть связанным с людьми или отдельным человеком посредством любви.

При этом Фром с точки зрения своей гуманистической теории склонял общественную мысль к тому, что неоправданно удовлетворять через власть или подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным способом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность в себе.

Социальная связка людей по модели власть – подчинение ущербна, потому что не может полностью удовлетворить указанную потребность. В силу побочного возникновения грубой зависимости между собой властвующий и подчиненный частично теряют свое «Я».

2. Экзистенциальные потребности в преодолении себя

Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.

Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе своей пытается показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Поэтому люди создают общественные институты, материальные ценности, моральные нормы, в той или иной степени позиционируя любовь, как движущую силу развития своего биологического вида.

Иррациональный путь удовлетворения потребности заключается в проявлении злонамеренной агрессии. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то видит свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.

3. Экзистенциальные потребности человека в укорененности

Чтобы чувствовать себя полноценным представителем своего вида, человеку важно осознавать свои корни. Поэтому так сильна связь матери с ребенком.

Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их причиной является вовсе не сексуальное влечение, а подсознательное желание вернуться в материнское лоно с целью укорениться, добиться полноценного чувства защищенности.

Продуктивный способ укоренения заключается в естественном отходе от материнской груди, в активном взаимодействии с миром, в развитии адаптационных способностей и достижении целостности личности в условиях осознаваемой реальности.

Непродуктивный способ состоит в фиксации своего мышления в ограниченных матерью пределах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим путем неуверенные в себе, переполненные внутренними страхами, крайне зависимы.

4. Экзистенциальные потребности в самоидентичности

В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является осознание факта, что «Я отвечаю за себя».

Легче отождествлять себя с разными институтами: с государством, нацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания.

В упрощенной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к толпе, где индивидуальность остается только словом, теряет объективную сущность своего лексического значения.

Другая крайность скрыта в ситуации, где человек лишен возможности отождествлять себя с кем-то или с чем-то. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психологических проблем, умеют идентифицировать себя вне толпы, при этом их критерии отвечают реальности.

5. Экзистенциальные потребности в системе ценностей

Человек, лишенный моральных ориентиров, движется по жизни, как слепой котенок. Систему ценностей он создает, как остов своего поведения, правила, опираясь на которые проживает жизнь продуктивно или деструктивно с точки зрения Фромма. История знает много личностей, заплативших жизнью за сохранение своей системы ценностей.

Источник: https://FB.ru/article/32518/ekzistentsialnyie-potrebnosti-cheloveka-po-teorii-froma

Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Термин «экзистенциальные потребности» ввёл в обиход Эрих Фромм. Известный психоаналитик, основатель таких школ, как неофрейдизм и фрейдомарксизм.

Его идея состояла в том, что помимо базовых нужд, личности крайне важно и даже жизненно необходимо удовлетворять и другие.

Те, что помогают ответить на вопрос «Кто я?» и познать смысл своего существования.

Каждый стремиться быть частью какого-то процесса, сообщества. Это позволяет ощутить единение, близость, сопричастность. Тогда возникает ощущение, что вроде и не так одинок. По крайней мере, что не один в этом мире. Есть люди, отношения с которыми ценны.

Эрих Фромм считал, что в эти ценные отношения, как с другими, так и с миром в целом человек вступает с помощью любви, власти и подчинения.

Подчинение и власть, по его мнению, мешают формированию контакта, полноценного и здорового. Когда встречается тот, кто желает контролировать и властвовать с тем, кто как раз хочет подчиняться – их отношения преобразуются в комплиментарные. То есть, взаимодополняющие.

Например, один партнёр не умеет хорошо зарабатывать, а второму это как раз отлично удаётся. Но он боится одиночества, ощущения внутренней пустоты и вероятности остаться со своими чувствами наедине. Тогда их союз будет крепок, они дают друг другу то, что самостоятельно не в силах себе обеспечить. Крепок, но не здоров.

Они становятся зависимыми, созависимыми и лишаются возможности развиваться. Рано или поздно всё порушится, и появится ненависть за то, что невозможно быть автономным и целостным. Это когда вместе плохо и невыносимо, но и по отдельности тоже никак.

В браках, которые строятся на любви, дела обстоят иначе. В таких отношениях присутствует два человека, не половинки одного целого. А две разные личности, уникальные и независимые, которые по определённым обстоятельствам желают идти по жизни вместе. Не «ломая» друг друга и не подстраивая.

По фромму выделяют четыре вида проявления истинной любви – это забота, уважение, ответственность и знание. Невозможно уважать другого, одновременно навязывая ему своё видение его личности.

Важно обладать знанием, которое он разделяет и с которым согласен. Необходимо интересоваться партнёром и проявлять заботу о нём, иначе со временем утратится эмоциональная связь.

А там, где равнодушие – нет места любви.

Трансценденция

Проще говоря – преодоление себя, выход за привычные границы. Если это удаётся, то индивид обретает внутреннюю свободу. Он целеустремлён и добивается того, чего хочет. Достичь этого состояния можно с помощью двух форм поведения – созидания или наоборот, разрушения.

Созидание означает, что человек заботится о том, что уже создано человечеством. А также он стремится дополнить чужие творения, чтобы внести свою лепту для развития любых сфер жизни. Он как бы преобразовывает мир и влияет на его будущее. Примеры созидания: произведения искусства, медицинские открытия, забота об окружающей среде и прочее.

Разрушение же означает, что такой индивид стремится подавить другого. Эрих считал, что мы, разумные существа, являемся единственными представителями биологического вида, которые убивают не ради выживания, а чтобы получить удовольствие или власть.

Укоренённость

Человеку крайне необходимо чувствовать себя в безопасности, что у него есть опора и надёжный тыл. Это придаёт сил бросать вызов миру и пробовать что-то новое. Выстаивать в трудную минуту, не подвергаясь отчаянью. Если же этого ощущения нет, то личность может испытывать беспомощность, изолированность, одиночество. Она не будет ценить себя, уважать и любить.

И вся энергия будет направлена на поиски своего места в этом мире. Только они окажутся неконструктивными. Дело в том, что жажда испытать покой и безопасность толкает на установление отношений со смытыми социальными ролями.

Например, мужчина в женщине стремится видеть мать, не в прямом смысле, а ожидая от неё безусловного принятия, поддержки и заботы в любую минуту. В силу этого ему не удаётся решить свои жизненные задачи.

Он как младенец, боящийся потерять материнскую грудь и защиту.

Тому же, кто ощущает надёжный тыл за спиной, удаётся сделать шаг в неизвестность, опереться на себя и отказаться от того, чтобы вместо него что-то делали. Он пытается адаптироваться и приспособиться, понимая, что жизнь изменчива. И выживает тот, кто умеет «крутиться».

Поэтому, если испытываете сложности с безопасностью, попробуйте создать генеалогическое дерево, изучив, кто из предков каким был и чем занимался. Какое послание вообще несёт ваш род по материнской, или отцовской линии.

Например, женщины часто терпят оскорбления и насилие мужей, во благо семьи, чтобы она не распадалась. И именно это знание из поколения в поколение передают. Все несчастны в браке, но на развод не решаются. Осознав и изучив свои корни, личность получает шанс прожить жизнь так, как ей хочется. Она ценит то, что было, оставляя за собой право, поступить по-другому.

Самоидентичность

Фромм говорил о том, что людям свойственно подвергаться стадному инстинкту. То есть, вместо того, чтобы исследовать себя и принимать различные качества своего характера, они пытаются обнаружить свою принадлежность к чему-то. Вследствие чего теряется индивидуальность, границы размыты и нет ощущения устойчивости.

Допустим, девушка, знакомясь с кем-то, вместо того, чтобы заявить о себе, может представиться, как жена хирурга такого-то. Она не знает, какая она на самом деле, но зато прекрасно осведомлена о том, как должна себя вести и какие функции обязана выполнять.

Либо же предъявляется не выполняемой социальной ролью, а профессией. И вот тогда она, как, например, юрист, не терпит несправедливости, и как большинство коллег, умеет настоять на своём и убедить собеседника. Хотя по факту всё вышеуказанное требует от неё максимум усилий. Потому что истинная она совсем не такая.

То есть, самоидентичность – это способность принимать свою индивидуальность. Не приукрашивая её или скрывая. Не прячась за чем-то или кем-то. Просто смотреть «в глаза» своим достоинствам и недостаткам, чтобы понимать, над чем стоит поработать, а что не мешает в жизни и вполне даже помогает выжить.

Несмотря на то, что кому-то не нравится и кажется неудобным. Например, умение говорить нет в случае, когда человек не хочет что-то делать. Он отстаивает свои границы, но окружающим это может показаться не выгодным. Они будут стремиться изменить его и пытаться донести, что он не хороший.

И как тогда относиться к этой способности? Индивид, обладающий самоидентичностью, сможет опереться на знания о себе. И не потеряет рассудок, пытаясь соответствовать представлениям и ожиданиям. Такое поведение приводит к неврозу и внутри личностному конфликту.

Система ценностей

Ценности выполняют по факту очень важную роль в нашей жизни. Они как карта, благодаря которой становится понятнее, куда стоит двигаться.

Или как фундамент, дают возможность выстоять против невзгод. Человек в моменты кризисов и вообще, когда принимает решение, обращается к своей ценностной системе.

Тогда он понимает, как следует поступить, чтобы не было чувства вины, или сожаления о содеянном.

Он готов нести ответственность за принятое решение, за свой выбор. И даже если понимает, что допустил ошибку – воспримет её как опыт, который следует усвоить, чтобы предвосхитить повторения. Либо же, что пора пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Человек, имеющий систему ценностей, отличается целеустремлённостью. Так как может воспринимать реальность и подстраиваться под неё, адаптироваться, а не разрушатся. В отличие от тех, у кого не сформировались взгляды на события в этом мире, отношение к ним. Также он рационален, что позволяет ему сохранить своё здоровье, как физическое, так и психическое.

Завершение

А напоследок рекомендую ознакомиться с этой статьей. Там указаны потребности по маслоу, а вернее, треугольник или диаграмма Абарахама, создателя гуманистической психологии. Они немного схожи по значению с теми, что описал Эрих Фромм.

В любом случае, каждая из них является жизненно необходимой, и влияет на развитие личности, формирование характера, и вообще, на организм в целом. Так как неудовлетворённость хоть одной из них может привести к стрессу, неврозу и даже депрессии.

Приостановить в развитии, а значит, ограничить в действиях и возможности реализовывать свои желания. Будьте внимательны к себе, и прислушивайтесь к своим потребностям!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/ekzistentsialnye-potrebnosti.html

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.

А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Источник: https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html

Виды и примеры экзистенциальных потребностей человека

Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

Каждый стремиться быть частью какого-то процесса, сообщества. Это позволяет ощутить единение, близость, сопричастность. Тогда возникает ощущение, что вроде и не так одинок. По крайней мере, что не один в этом мире. Есть люди, отношения с которыми ценны.

Эрих Фромм считал, что в эти ценные отношения, как с другими, так и с миром в целом человек вступает с помощью любви, власти и подчинения.

Подчинение и власть, по его мнению, мешают формированию контакта, полноценного и здорового. Когда встречается тот, кто желает контролировать и властвовать с тем, кто как раз хочет подчиняться – их отношения преобразуются в комплиментарные. То есть, взаимодополняющие.

Например, один партнёр не умеет хорошо зарабатывать, а второму это как раз отлично удаётся. Но он боится одиночества, ощущения внутренней пустоты и вероятности остаться со своими чувствами наедине. Тогда их союз будет крепок, они дают друг другу то, что самостоятельно не в силах себе обеспечить. Крепок, но не здоров.

Они становятся зависимыми, созависимыми и лишаются возможности развиваться. Рано или поздно всё порушится, и появится ненависть за то, что невозможно быть автономным и целостным. Это когда вместе плохо и невыносимо, но и по отдельности тоже никак.

В браках, которые строятся на любви, дела обстоят иначе. В таких отношениях присутствует два человека, не половинки одного целого. А две разные личности, уникальные и независимые, которые по определённым обстоятельствам желают идти по жизни вместе. Не «ломая» друг друга и не подстраивая.

По фромму выделяют четыре вида проявления истинной любви – это забота, уважение, ответственность и знание. Невозможно уважать другого, одновременно навязывая ему своё видение его личности.

Важно обладать знанием, которое он разделяет и с которым согласен. Необходимо интересоваться партнёром и проявлять заботу о нём, иначе со временем утратится эмоциональная связь.

А там, где равнодушие – нет места любви.

Симптомы

Как и любая форма невроза, ноогенный невроз имеет и психологическую, и впоследствии – соматическую симптоматику.

Отличительной чертой именно ноогенного невроза является то, что среди психологических симптомов ярко проявляются такие: депрессия, апатия, ощущение бессмысленности бытия, утрата интереса к жизни. Человек перестает получать радость и удовлетворение от обычных человеческих ценностей: хобби, друзья, семья и дети.

Иногда человек мечтает о смерти, как о желаемом выходе из бессмысленного существования. При длительном течении, этот вид невроза может привести к алкоголизму, наркомании или суицидальным попыткам. Специалистами замечена статистка: частота таких заболеваний возрастает при неблагоприятной социальной ситуации (политический или экономический кризис).

Со временем, возникают и физические симптомы невроза: общая слабость, проблемы со сном, сниженная работоспособность, головные боли, и.т.д.

Источник: https://yazdorov.win/nevralgiya/vidy-i-primery-ekzistentsialnyh-potrebnostej-cheloveka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.